Неогеография: загадки пространства-времени

МН17: космоснимки и тайна предвидения Избранное

За сутки до катастрофы рейса МН17 американские спутники внезапно, без видимых на то причин резко изменили характер съёмки района боевых действий в Донбассе, отбросили внезапно ставшие второстепенными задачи и сконцентрировались на сплошной съёмке района предстоящей трагедии, прежде не привлекавшего к себе особого внимания - изумительное предвидение, достойное упоминания и глубокого осмысления. 

Гибель в минувшем году двух идентичных самолётов Boeing 777 (рейсы МН370 и МН17) одной и той же авиакомпании с интервалом менее полугода и по очень сходному сценарию привлекла и к событиям, и их скрытой подоплёке особенный интерес. Возник резонный вопрос - была ли катастрофа рейса МН17, последнего из погибших самолётов, случайной, или же запланированной заранее, срежиссированной? 

В обсуждении обстоятельств гибели МН17 неоднократно использовались космоснимки - точнее, апелляции к ним. В обыденном сознании, изнеженном некритичностью, космоснимки всё чаще воспринимаются как инструмент априори убедительный и в осмысленном восприятии не нуждающийся. Эта особенность была отмечена и использована уже давно. Снизился уровень интерпретации космоснимков. Начались первые, неуклюжие пока, попытки прямой подделки космоснимков; впоследствии это занятие увлекло многих. 

Использовались космоснимки и в формировании образа катастрофы МН17 в медиа.

Сначала таким образом вину за катастрофу авиалайнера попытались возложить на ополченцев. Впрочем, первый снимок "спутниковой траектории", облетевший СМИ, таковым не являлся и представлял собой, скорее, декларацию вида "Hello World, я бы хотел изучить фотошоп". Впрочем, дальше было не лучше. Слишком уж откровенное манипулирование подрывало веру в возможности космической съёмки. 

И зря. С помощью космической съёмки можно узнать немало интересного о событии, произошедшем в небе над Донбассом 17 июля 2014 года, и об обстоятельствах, ему предшествовавших. А там и степень случайности или неслучайности катастрофы может предстать в ином и более ярком свете. А чтобы извлекать полезную информацию из космоснимков, совершенно не обязательно иметь сами космоснимки - иной раз можно обойтись метаданными. Эта истина в полной мере относится и к периоду, непосредственно предшествовавшему катастрофе малазийского авиалайнера в небе над Донбассом - достаточно проследить за тем, как перемещается в пространстве и во времени фокус внимания заказчиков космосъёмки.

Воспользуемся для этой цели данными о космической съёмке, осуществлявшейся спутниками компании DigitalGlobe на территории ДНР ежедневно в течение недели, предшествовавшей катастрофе рейса МН17. Именно эта компания является абсолютным монополистом на американском рынке ДДЗ высокого разрешения. Её спутники являются аппаратами самого что ни на есть двойного назначения и выполняют не только и не столько коммерческие заказы, сколько прямые заказы спецструктур США. 

11 июля 2014 года, несмотря на сплошную облачность, была произведена съёмка трёх площадок на территории ДНР. Район, где неделю спустя упадёт МН17, заказчиков съёмки не интересовал.  

Рис. 1. Схема съёмки территории ДНР космическими аппаратами сверхвысокого разрешения 11 июля 2014 года, за 6 дней до катастрофы МН17. Изображение: DigitalGlobe и группа "Неогеография"

12 июля спутники произвели девять съёмок на территории ДНР. Район будущей катастрофы также затронут не был.  

Рис. 2. Схема съёмки территории ДНР космическими аппаратами сверхвысокого разрешения 12 июля 2014 года, за 5 дней до катастрофы МН17. Изображение: DigitalGlobe и группа "Неогеография"

13 июля на территории ДНР был сделан всего один космоснимок. Место будущей катастрофы в кадр не попало.  

Рис. 3. Схема съёмки территории ДНР космическими аппаратами сверхвысокого разрешения 13 июля 2014 года, за 4 дня до катастрофы МН17. Изображение: DigitalGlobe и группа "Неогеография"

14 июля съёмка территории ДНР не производилась вовсе.   

 

Рис. 4. Схема съёмки территории ДНР космическими аппаратами сверхвысокого разрешения 14 июля 2014 года, за 3 дня до катастрофы МН17. Изображение: DigitalGlobe и группа "Неогеография"

15 июля. До катастрофы остаётся двое суток. Произведена космическая съёмок пяти объектов на территории ДНР. Место будущей катастрофы опять никого не заинтересовало.

Рис. 5. Схема съёмки территории ДНР космическими аппаратами сверхвысокого разрешения 15 июля 2014 года, за 2 дня до катастрофы МН17. Изображение: DigitalGlobe и группа "Неогеография"

16 июля. До катастрофы остаются ровно сутки. И поведение спутников неожиданно разительно меняется. Ни с того ни с сего они кардинально меняют привычный "очаговый" характер съёмки и производят сплошную полосовую съёмку участка площадью сто на сто километров в пределах территории ДНР. У этого участка есть очень примечательная особенность - место предстоящей сутки спустя катастрофы малазийского "Боинга" впервые попало в зону съёмки и находится строго в центре этого квадрата. Подобное предвидение не только уникально, но и исключительно удачно - теперь у заказчика есть точные, самые актуальные изображения района предстоящей катастрофы на момент, непосредственно ей предшествующий. Это очень упрощает автоматизированное восстановление картины предстоящей катастрофы непосредственно по космоснимкам - у неизвестного заказчика появился эталон, позволяющий с минимальными ошибками выявить обломки самолёта, которые сутки спустя будут разбросаны по только что снятой территории (так называемая технология change detection), и скорректировать в нужную сторону медийную компанию.   

Рис. 6. Схема съёмки территории ДНР космическими аппаратами сверхвысокого разрешения 16 июля 2014 года, за сутки до катастрофы МН17. Изображение: DigitalGlobe и группа "Неогеография"

17 июля. День катастрофы. В это  день, несмотря на вполне подходящую погоду (в предшествовавшие дни съёмка производилась и при сплошной облачности) и не снижающийся накал боёв, спутники внезапно "берут выходной" - съёмка территории ДНР не ведётся вообще. Такая неожиданность ещё более удивительна и "удачна" - тем самым заведомо исключается появление снимков, на которых можно было бы выявить факты, полностью противоречащие заранее подготовленной версии катастрофы и не оставляющие от неё камня на камне. 

 Рис. 7. Схема съёмки территории ДНР космическими аппаратами сверхвысокого разрешения 17 июля 2014 года, в день катастрофы МН17. Изображение: DigitalGlobe  и группа "Неогеография"

Если расширить контекст, то окажется, что зона сплошной съёмки американскими аппаратами за сутки до катастрофы полностью соответствовала предполагаемой трассе пролёта МН17 вплоть до границ РФ (рис. 8). 

 Рис. 8. Схема космической съёмки в пределах всей зоны гражданской войны на Украине, проведенной 16 июля 2014 года, за сутки до катастрофы МН17. Предполагаемая трасса пролёта МН17 день спустя показана красной пунктирной линией. Изображение: DigitalGlobe и группа "Неогеография"

Комментарии

Точность и удачность предвидения, благодаря которому американские спутники строго за сутки до катастрофы актуализировали территорию, над которой на следующий день предстояло разыграться драме, и в день катастрофы все как один "не вышли на работу" - примечательна и поразительна. Поразительна настолько, что стоит заново переосмыслить меру случайности произошедшей катастрофы.

Стоит сделать также несколько выводов.

  • Сценарии катастроф двух малазийских авиалайнеров Boeing-777 - схожи, и можно сказать, что катастрофа МН17 таит в себе разгадку тайны рейса MH370 в той же мере, в какой судьба МН370 является ключом к пониманию случившегося с МН17. Рассматривать эти катастрофы стоит не поодиночке, но как звенья одной цепи. 
  • Для России жизненно важно довести производительность собственной группировки спутников дистанционного зондирования до уровня, при котором она станет сопоставимой с производительностью лучших зарубежных группировок. Именно производительность, а не разрешение, ибо достижение рекордного пространственного разрешения на данном этапе - задача второстепенная, и массу критически важной и оперативной информации можно получать, например, с помощью аппаратов семейства "Канопус". Именно эти аппараты и могли бы составить основу национальной группировки в среднесрочной перспективе.
  • Необходимо развитие национальных сервисов поставки космоснимков потребителям и сбора заказов на космическую съёмку - эти данные сами по себе могут содержать множество важной и полезной информации. Необходимо также создание национального трёхмерного геоинтерфейса - аналога Google Earth, реализованного в парадигме неогеографии.
  • Создание единой спутниковой группировки стран ШОС, Таможенного союза или иных межгосударственных структур и выделение для такой структуры существенных долей орбитального ресурса спутников каждой из стран видится важным и желательным, а в нынешних условиях - так и вовсе обязательным условием своевременного предупреждения угроз безопасности, общих для всех. Первые шаги в этом направлении, впрочем, уже сделаны

23 комментарии

  • вася

    Американцы сбили больше некому

    вася 16.05.2016 13:29 Комментировать
  • БЗ

    TTAATTYYAANNAA>> Тогда объясните, пожалуйста, зачем вы его сбили?
    +++++++++++++++++
    Ответ TTAATTYYAANNAA: Александр Баранов, перелогиньтесь нормально

    БЗ 23.07.2015 19:40 Комментировать
  • TTAATTYYAANNAA

    Тогда объясните, пожалуйста, зачем вы его сбили?
    Американцы знают, что этот боинг сбит русским БУКом, и даже знают каким, его вместе с экипажем отсняли со всех ракурсов.
    Ищите крота в МО РФ, который слил амерам инфу или сам спровоцировал этот те
    А что сзади ездили и снимали его?

    TTAATTYYAANNAA 18.07.2015 13:42 Комментировать
  • БЗ

    ===Ответ Александру Баранову===
    Тогда объясните, пожалуйста, зачем вы его сбили?
    +++++++++++++++++++++++++
    Это объяснить как раз просто. Точность, с которой самолет угодил прямо в центр заблаговременно заготовленного для него квадрата, исключает использование труда неаккуратных ополченцев - смешно в таком деле полагаться на случай. Самолет должен был быть уничтоженным, и было бы нелепо для заказчиков гонять самолет взад-вперед, пока в него наконец не попадут. Система уничтожения самолета наверняка была зарезервирована.

    Американцы знают, что этот боинг сбит русским БУКом
    ++++++++++++++++++++++++++++
    Вот это как раз наименее вероятно - здесь простая логическая подмена. Правильный вывод будет звучать так: "самолет был уничтожен зарядом, поражающие элементы которого имитировали поражающие элементы БУКа". Расположение места подрыва заряда по оси самолета в районе носового обтекателя вопиет об этом - БУК острие в острие не попадает.

    БЗ 26.05.2015 13:18 Комментировать
  • Александр Баранов

    Допустим что этот боинг- американская подстава.
    Вероятность этого достаточно высока, но не абсолютна.

    Тогда объясните, пожалуйста, зачем вы его сбили?
    Американцы знают, что этот боинг сбит русским БУКом, и даже знают каким, его вместе с экипажем отсняли со всех ракурсов.
    Ищите крота в МО РФ, который слил амерам инфу или сам спровоцировал этот теракт.

    Александр Баранов 26.05.2015 10:50 Комментировать
  • Segodnia

    Еще одна публикация на ту же тему: http://www.segodnia.ru/content/157130

    Segodnia 28.02.2015 16:10 Комментировать
  • AZone

    >> Этот маршрут проходил над Снежным? Или он был изменен на ходу, явочным порядком?
    ===========

    Согласно плану полета, самолет должен был лететь от точки PEKIT до точки TAMAK по трассе L980. Эта трасса проходит над районами городов Торез и Снежный. Однако самолет отклонялся на север из-за грозового фронта ещё до точки PEKIT, и как следствие заходил на точку TAMAK немного севернее трассы, с направления точки PENAK. В предположительный момент поражения самолет находился севернее центра трассы L980 примерно на 6-8 км, какова же стандартная ширина коридора я не знаю.

    AZone 03.02.2015 23:01 Комментировать
  • Один из авторов

    "Ни один рейс не получит разрешения на взлёт..."
    ===============
    Этот маршрут проходил над Снежным изначально? Или он был изменен на ходу, явочным порядком, когда самолёт был уже в воздухе?

    Один из авторов 03.02.2015 22:42 Комментировать
  • AZone

    Ни один рейс не получит разрешения на взлёт пока не представит полный план полета от взлета до пункта посадки. Этот план доступен всем диспетчерским центрам в зоне ответственности которых проходит маршрут. Погибший малазийский лайнер как и полагается перед вылетом опубликовал свой план полета. Выглядит он так:

    FPL-MAS17-IS
    -B772/H-SDFGHIJ3J5M1RWXY/LB1D1
    -EHAM1000
    -N0490F310 ARNEM UL620 SUVOX UZ713 OSN UL980 MOBSA DCT POVEL DCT SUI L980 UTOLU/N0490F330 L980 LDZ M70 BEMBI L980 PEKIT/N0480F350 L980 TAMAK/N0480F350 A87 TIROM/N0490F350 A87 MAMED B449 RANAH L750 ZB G201 BI DCT MURLI DCT TIGER/N0490F370 L333 KKJ L759 PUT R325 VIH A464 DAKUS DCT
    -WMKK1137 WMSA WMKP
    -EET/EDGG0017 EDWW0023 EDUU0036 EPWW0052 UKLV0135 UKBV0153 UKDV0225 URRV0255 UATT0347 UTAK0411 UTAA0432 UTAV0507 OAKX0518 OPLR0601 OPKR0616 VIDF0631 VABF0725 VECF0747 VYYF0926 VOMF0930 VTBB1013 WMFC1051 REG/9MMRD PBN/A1B1C1D1L1O1S2 SEL/QREJ DOF/140717 RMK/ACASII EQUIPPED

    AZone 03.02.2015 21:45 Комментировать
  • Независимый эксперт

    пилоты погибшего рейса сами выбрали коридор, которым летели, никто им ничего не навязывал
    ===============
    Тут бы конечно смайлик поставить, если бы случай другим был. Отношения между человеком и коридором вообще-то совершенно другие. Впрочем, документально подтвердите, что дисп попросил: "расскажите хоть, братцы, как нынче лететь будете", а те ответили: "да вот так полетим, брат диспетчер, приспичило нам нынче посмотреть, чего это вчера там все дижиталглоб наснимал".
    Ждем-с документа.

    Независимый эксперт 03.02.2015 01:59 Комментировать

Оставить комментарий

Make sure you enter the (*) required information where indicated.
В полях, отмеченных звёздочкой (*), необходимо правильно указать соответствующую информацию.

© 2007-2016 "Неогеография"

Top Desktop version