Неогеография: загадки пространства-времени

MH370: флаперон, чемодан, космоснимки

Пятница, 31 Июль 2015 12:35

Неожиданное, но крайне своевременное явление целой коллекции предметов с борта МН370 сутки спустя после беспрецедентного обсуждения в Совете Безопасности ООН обстоятельств гибели МН17 вынуждает вновь задуматься о всё более явной подоплёке историй МН17 и МН370, неразрывно связанных друг с другом. 

В праздничный день 1 мая 2011 года авиация НАТО точным спланированным ударом уничтожила внуков главы суверенной Ливии Муаммара Каддафи - четырёхмесячную Мустаро, трёхлетнюю Картаго и двухлетнего Саифа, а также его сына - Сейфа аль-Ислама, художника, персональная выставка работ которого под названием "Пустыня не безмолвна" всего за год до этого с успехом прошла в Москве. Тогда это преступление потрясло многих во всём мире, и на Западе в том числе. Дело запахло кризисом доверия, а там и трибуналом - нужно было срочно отвлечь внимание. Сутки спустя, 2 мая 2011 года, все СМИ сообщили о "ликвидации" раскрученного медийного персонажа, известного как "бен Ладен". Несмотря на подчёркнутую неряшливость инсценировки, приём сработал - обывателя отвлёк новый, более сильный раздражитель.

Предисловие

Методика управления общественным сознанием через смещение фокуса внимания изучена настолько хорошо, что стала трюизмом. Герой кинофильма "Хвост вертит собакой" напоминает героине, а заодно и зрителям, общеизвестный факт - Рейган, столкнувшись с необходимостью отвлечь внимание от взрыва казармы с морскими пехотинцами США в Бейруте 23 октября 1983 года (погибло 307), сутки спустя, в ночь на 25 октября 1983 года, начал вторжение в Гренаду (операция "назойливое бешенство", Urgent Fury). Иной логики в наспех организованном захвате этого крошечного острова ценой многих потерянных при этом вертолётов не просматривается. 

Методика общеизвестна и банальна, но работает до сих пор - ею и пользуются. Неожиданные события сутки спустя, отвлекающие внимание от случившегося, и вообще явные синхронизмы в новостях - убедительный признак попыток переключить внимание некритичного обывателя.   

29 июля 2015 года в Совете Безопасности ООН с большой помпой был поставлен на голосование проект создания специального судилища - международного трибунала по расследованию обстоятельств уничтожения самолёта MH17. У тех кто это видел, возник резонный вопрос - а как же сгинувший бесследно за полгода до него рейс MH370 тех же злосчастных малазийских авиалиний? Точно такой же "Боинг", та же компания, тоже больше 200 человек на борту, чем он-то хуже? Почему MH370 не удостоился даже мысли о трибунале, а гибель идентичного MH17 стала сигналом для старта неслыханного прежде пиара? Это особенно странно, ведь в судьбе МН370 наличие злого умысла очевидно и даже не скрывается, в отличие от МН17, где умысел пока отрицается, но тоже даёт о себе знать.

Следом могла прийти плодотворная, но неполиткорректная мысль о том, что исчезновение MH370 - лишь этап в подготовке к кульминационному моменту, к запланированному уничтожению рейса MH17, а то и куда менее политкорректные мысли. И события стали разыгрываться по проверенной методике, как по нотам.

В течение полутора лет о пропавшем авиалайнере MH370, на борту которого тоже находилось больше 200 человек, не было ни слуху ни духу. Всё изменилось сразу после голосования по МН17 в Совете Безопасности. Голосование состоялось 29 июля 2015 года. Сутки спустя, 30 июля 2015 года, откуда ни возьмись, на пляже курортного острова Реюньон, по соседству с пресловутым островом Диего-Гарсия, появился кусок флаперона "Боинга" нужной модели с нужными надписями. Тут же - чемодан, а когда материал готовился, как по заказу, рядом очутилась ещё и бутылка с надписью на малайском языке, для всё ещё сомневающихся. 

Неожиданные "находки", как по команде посыпавшиеся в несоразмерном количестве и в одном и том же месте как раз сутки спустя после голосования по МН17, сами по себе порождают сомнений в судьбе МН370 куда больше, нежели полное их отсутствие в течение полутора лет до этого. Но они же дают немало пищи для размышлений. Мы же обратим внимание на то, что о судьбе МН370 могут поведать космические снимки. Или их отсутствие.

Блеск и нищета космоснимков 

Космические снимки уже неоднократно использовались для поиска пропавших самолётов. Результат - обескураживающий. Казалось бы предельно информативный и удобный источник данных оказывается совершенно бесполезным при решении реальных задач. А использование технологий краудсорсинга с присущей им бессистемностью дополнительно дезорганизует поисковые операции, приводя к излишнему расходу сил и средств.

3 сентября 2007 года в небе США пропал самолёт известного путешественника Стива Фоссетта. Вся мощь американской спутниковой группировки была немедленно привлечена к поискам; на краудсорсинговых сайтах множество добровольцев со всего мира просматривали сверхдетальные космоснимки с разрешением, более чем достаточным для поиска самолёта. Результат - нулевой. Обломки самолёта обнаружили пешие туристы годом позднее.

11 июня 2012 года пропал самолёт Ан-2, вылетевший из г. Саров на Урале. История повторилась - опять множество энтузиастов пристально разглядывали детальные космоснимки, собранные для удобства в специальный онлайновый проект. Результат - нулевой, космоснимки не помогли. Обломки Ан-2 нашли год спустя охотники вблизи города.   

Космические снимки не являются панацеей, и во многих случаях упование на них не принесёт ничего, кроме разочарования. Приведенные выше примеры - тому подтверждение. Есть, однако, и примеры обратного. Возможность гарантированного обнаружения обломков авиалайнера "Боинг-777" в любой акватории и в любых погодных условиях с помощью спутников - давно имеется.    

Активные спутниковые системы, орбитальные радары, являются хрестоматийным средством поиска обломков гигантского авиалайнера в океане. Они всепогодны, работают круглосуточно. Использование спутниковых радаров и специализированных алгоритмов для поиска даже небольших потерпевших крушение самолётов документируется по крайней мере с 1998 года. Радары великолепно видят разливы органического топлива на поверхности воды, а это один из наиболее характерных и легко различимых признаков потерпевшего катастрофу искусственного объекта - к моменту исчезновения того же МН370 на его борту оставалось почти полсотни тонн керосина. Бестекстурная поверхность акваторий, отсутствие скрывающих поверхность образований (крон деревьев, строений) исключают факторы, которые мешают поискам самолётов на суше. На радарных снимках великолепно видны металлические поверхности с высоким альбедо - такие, как элементы конструкции самолёта.

Находка на пляже популярного курорта в одночасье сразу целой коллекции предметов с борта самолёта предполагает, что эти обломки обязаны были любой ценой полтора года держаться на плаву вблизи друг от друга единым огромным, великолепно различимым массивом, и не заметить такое характерное дрейфующее образование за полтора года интенсивных поисков с помощью радаров было бы просто невозможно. Более того - для такого поиска можно было бы использовать режим низкого разрешения с широкой полосой захвата. Границы акватории, в которой мог упасть МН370, если бы он действительно упал в океан, укладываются всего лишь в 10 полос съёмки одного лишь спутника RADARSAT-2. А ведь таких спутников - великое множество. 

Высказывалось мнение, что поиск MH370 в океане непрост, поскольку нужно выбирать либо между проведением съёмки больших акваторий с малым разрешением, либо, наоборот, малых - с большим разрешением. Но выбор всегда непрост, в данном же случае вполне посилен и не требует привлечения сколь-нибудь запредельных ресурсов и средств. Тем более что существующие средства позволяют решить сразу обе задачи. И тем более что средства отвлекались и на заведомо неоптимальные ресурсы - оптические спутники, фатально зависящие от погодных условий и неспособные отличить обломки самолёта от куч мусора, в изобилии плавающих по мировому океану.

Необходимо отметить, что сообщалось и об использовании радарных спутников в поисках МН370. Так, компания Airbus Defence and Space уже 17 марта 2014 года объявила о привлечении к поискам обломков МН370 четырёх оптических (Pleaides 1 и 2 и Spot 5 и 6) спутников и одного радарного (TerraSAR-X). Затем были представлены снимки, сделанные оптическим спутником Pleaides 23 марта; на них что-то различимо сквозь редкие разрывы облаков какие-то объекты. Впрочем, конкретнее сказать невозможно.      

Панхроматический снимок неидентифицированных объектов на поверхности океана, сделанный французским спутником Pleaides 23 марта 2014 года. Источник: ВВС

Такие снимки заведомо неоптимальны для поиска объектов и могут позволить обнаружить что-либо лишь случайно, при удачном стечении обстоятельств и в хорошую погоду. Напротив радарные снимки позволяют гарантированно, в любых погодных условиях обнаружить обломки гигантского авиалайнера, если бы те действительно полтора года плавали единым пятном по поверхности океана, как то с неизбежностью следует из каскада находок, сделанных 30 июля 2015 года на пляже Реюньона. Более того, сплошной мониторинг акватории Индийского океана не требовал отвлечения сколь-нибудь существенных ресурсов. Нет оснований полагать, что такие поиски проводились заведомо небрежно. Тогда остаётся допустить, что чемодан с бутылкой и флапероном объявились на пляже не сами по себе,  поскольку отсутствие всяких следов самолёта в океане и находка на пляже целой их кучи в нужный момент - взаимоисключают друг друга. Остаётся предположить, что самолёт завершил свой полёт не в океане, а на каком-то сухопутном аэродроме, а находка на пляже инсценирована сообщниками.

Резюме

В настоящее время версия гибели МН370 в пучинах Индийского океана предлагается в качестве основной. Сделанная сутки спустя после голосования в Совете Безопасности серийная находка на пляже Реюньона совместима только с версией гибели самолёта в океане и ни с какой иной. Более того - она исключает остальные версии. Более того - эта версия предполагает, что обломки полтора года единым гигантским пятном дрейфовали по поверхности океана к пляжу. Не заметить такое образование в океане было бы очень непросто при той интенсивности поисков, которая анонсировалась. По крайней мере технические средства, позволяющие гарантированно обнаружить такое пятно, имелись и имеются в ассортименте, а их использование не предполагает сколь-нибудь значительных расходов средств.

Тем не менее, ни малейших следов MH370 за полтора года обнаружить не удалось. Пока целая их коллекция не появилась вдруг выставленной напоказ на пляже сутки спустя после голосования в Совете Безопасности ООН по поводу МН17. 

Тут есть над чем задуматься.

© "Неогеография" 2007-

Top Desktop version