Неогеография: загадки пространства-времени

Неогеография: Terra Incognita

Среда, 11 Июль 2012 03:54

Уже третью неделю в Сети активно обсуждается новая программная статья о философии Неогеографии - "Неогеография и иллюзия демократизации". Удивителен интерес к статье ещё не опубликованной, только анонсированной. Удивительно и то, что выделить существенные черты нового феномена западному академическому сообществу никак не удаётся.

В своём блоге профессор лондонского университета UCL (University College London) Муки Хаклей (Muki Haklay) изложил отдельные тезисы своей статьи "Неогеография и иллюзия демократизации" (Neogeography and Delusion of Democtratization). Статья была подготовлена специально для тематического выпуска журнала Environment and Planning A, посвящённого "определению неогеографии" (Situating Neogeography) - выявлению "места" феномена среди общепризнанных дисциплин и практик. В её основе - идеи, высказанные в выступлении автора на семинаре Всемирной университетской сети (Worldwide University Network, WUN) по Неогеографии, состоявшемся в 2008 году.

Статья уже рассмотрена экспертным советом журнала и принята к публикации. Текст её ещё недоступен - о самой статье можно судить по анонсу и по сопровождающей его презентации.

Автор высказывает утверждение о том, что и всемирная Сеть World Wide Web с эпохи её возникновения два десятилетия тому назад, и Неогеография устойчиво ассоциируются в общественном сознании с идеей демократизации. Утверждение иллюстрируется примерами: высказыванием Майкла Гудчайлда "Как ПК демократизировал вычислительную технику, так системы класса Google Earth демократизировали ГИС" (‘Just as the PC democratised computing, so systems like Google Earth will democratise GIS’ (цитируется по Butler 2006), хорошо знакомым читателям нашего портала определением Неогеографии Эндрю Тёрнера (2006), и последующими, ещё более недвусмысленными трактовками Неогеографии как истинно демократической и массовой геоинформатики.

Далее автор резонно задаётся вопросом: в чём же состоит природа этой демократизации и каковы её пределы?

Для ответа на этот вопрос он привлекает инструментарий критической философии технологии Эндрю Финберга (Andrew Feenberg) - философа из Канады, указывающего в своих работах на "глубокую демократическую" трансформацию технологий. Вводится понятие об иерархии "хакинга", понимаемого как особая практика выведения технологий за изначально заданные им пределы.

Вывод автора - неогеография действительно способствует демократизации, однако в известных и ограниченных пределах. Каких - станет, видимо, понятно после публикации заранее нашумевшей статьи.

Комментарий

Работа профессора Хаклея, безусловно, примечательна и заслуживает внимания. Во-первых, имеющим мало прецедентов интересом к ней - Неогеография стала "модной" темой. Во-вторых тем, что она является одной из первых в западном культурном контексте попыток не просто обозначить новую парадигму в географии термином "Неогеография", но и обосновать её философски. Вместе с тем, она наглядно демонстрирует глубокий кризис осмысления сути новой научной революции на Западе. Сколь-нибудь удовлетворительной дефиниции Неогеографии на Западе по-прежнему нет.

Интересно, что отдельные утверждения проф. Хаклея дословно повторяют тезисы полемики "Неогеография vs. Картография" двухлетней давности. В частности, он прямо заявил, что Неогеография - не просто "неологизм" (Neogeography is substantive, not just neologism).

Что же касается связи между Неогеографией и демократизацией, то мы полагаем подобную постановку вопроса мало содержательной. Неогеография ведёт к демократии в той же степени, что и к тоталитаризму - впрочем, оба термина стоят друг друга. И демократия, и её антиномия являются не более чем этно-политическими брендами, с помощью которых Запад стремится гальванизировать отжившую своё и на глазах становящуюся архаичной структуру мировых отношений; использование этих терминов в серьёзных работах на важные темы вряд ли продуктивно.

Нужно сформулировать иные, действительно главные, вопросы.

Вопрос 1 Важнейшей особенностью Неогеографии является массовость - в новой парадигме создание высокоточной локализованной (в пространстве и во времени) информации становится доступным практически всем и каждому. К решению это задачи стремилась картография на протяжении всей своей много тысячелетней истории. Каким образом, за счёт чего новое качество было достигнуто сейчас, в неогеографической парадигме?

Вопрос 2 Почему новое качество было получено за счёт отказа от, казалось бы, доведенной до совершенства системы опосредованного представления информации с использованием картографических условностей - а не за счёт совершенствования последней?

Вопрос 3 Использование термина Неогеография может быть оправдано лишь в том случае, если удастся показать, что в данном случае речь идёт не просто об инструментальном и техническом, но о мировоззренческом феномене. Оснований для этого - всё больше, однако систематизированного представления о сути новой научной революции нет до сих пор.

К обсуждению философии Неогеографии мы приглашаем всех желающих.

© "Неогеография" 2007-

Top Desktop version