Неогеография: загадки пространства-времени

Географический аспект информационного обеспечения управления в современной России

Пятница, 07 Май 2010 03:34

 Северов Дмитрий Станиславович, Минсвязи РФ

 Ерёмченко Евгений Николаевич, группа "Неогеография"


 

Введение

Задача информационного обеспечения управления предполагает учёт геопространственного фактора, а также ряда специфических в современных условиях требований к геопространственной информации и её контексту, без которого работа с ней невозможна или затруднена. В работе обозначается необходимость выработки общих требований к такому контексту и к понятийному аппарату, который позволил бы ясно и системно обозначить целевые ориентиры и приоритеты управления на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях.

Роль геопространственного фактора в современном управлении

Управление чем бы то ни было, когда бы то ни было и где бы то ни было предполагает обязательный учёт пространственного фактора. Фундаментальность понятия «пространства» отметил Кант в работе «Трансцендентальная эстетика», указав, что «пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нём» [1]. В случае территориального и государственного управления необходимость учёта пространственного фактора – географии объектов – представляется очевидной.

Особенно это важно в связи с уже обозначенной и реализуемой программой создания в России так называемого «Электронного правительства» - новой формы организации деятельности органов государственной власти, предполагающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [2]. Разумеется, реализация подобной системы предполагает учёт и представление пространственного аспекта информации – сведений о локализации объектов, процессов, и т.д. для самого широкого круга пользователей, зачастую неготовых к восприятию в картографической форме.

Несмотря на свою очевидность, проблема учёта пространственного фактора в управлении страной в текущих исторических и технологических условиях далека от разрешения. Это связано с рядом обстоятельств. Отметим лишь некоторые из них.

  1. Точный, актуальный, достоверный и, самое главное, целостный и единый в масштабах государства свод географической информации отсутствует. Локальные исключения, созданные и поддерживаемые значительной концентрацией усилий, лишь подтверждают это правило.
  2. Рост динамики процессов, экономических и экологических ограничений требует резкого повышения оперативности актуализации информации; в отдельных случаях, например при управлении транспортной инфраструктурой, необходимо гарантированное обеспечение актуализации информации с точностью до единиц минут. Эта задача имеет понятные решения на уровне инфраструктурного и технического обеспечения. Однако системное решение на уровне организационного и информационного обеспечения общегосударственного свода – насущная проблема.
  3. В России вследствие её пространственных масштабов управление строится и неизбежно будет многоярусным. Эффективное управление в этом случае предполагает в качестве одного из необходимых условий - практическую доступность любой информации по вертикали власти моментально для целей управления, с любым уровнем детализации и без утраты её полноты и целостности. Другое необходимое условие – максимальное расширение возможностей гражданского общества, обычных пользователей по созданию и контролю первичной информации.
  4. Уже обозначена характерная уязвимость современных систем контроля пространственно распределённой информации для новых факторов и угроз – в частности, намеренной подмены реальных данных данными искажёнными [3]. Очевидно, что действия такого рода могут осуществляться целенаправленно с самыми различными намерениями, не всегда совпадающими с государственными интересами [4,5]. Опыт показывает, что большинство существующих ныне систем не позволяют эффективно оценивать циркулирующую в них информацию, неявно предполагая высокое качество вводимой и хранимой информации. Создаваемые в целях государственного и территориального управления системы сбора и агрегации пространственной информации должны обладать свойствами «самопроверки» и «самоочищения». Любопытно, что базовые принципы обеспечения таких системных свойств были практически сформулированы задолго до возникновения современного информационного общества. Неслучайно формализация одного из таких принципов носит название «Задача византийских генералов» [6].
  5. Реализация электронных, или «цифровых» систем управления неизбежно предполагает учёт «цифровой» специфики и самих систем, и циркулирующих в них данных. Необходимость взаимоувязки в системе разнородной, но локализованной в едином пространственно-временном объёме информации без потери детальности и без изоляции от географического контекста – новая задача, требующая для своего решения выработки новых подходов. Задача эта нетривиальна – специалистами отмечается характерное и всеобщее непонимание специфики Интернета, как глобального хранилища информации [7].
  6. Система должна быть интегральной и представлять информацию такой, какая она есть – максимально достоверно, документально, в трёхмерном пространстве, во временной динамике со всеми атрибутами, определяющими эффективность восприятия и понимания информации пользователем.
  7. Система управления должна превосходить по своим параметрам – тактико-техническим характеристикам – системы управления иных государств и структур, и в любом случае, не уступать им и обладать необходимым модернизационным потенциалом. Необходимо точное и безусловное соответствие системы требованиям по полноте, точности, целостности, оперативности актуализации информации и оперативности её доставки пользователям. Эти показатели необходимо, по крайней мере, выработать, исходя из интересов конечных Заказчиков – государства, общества и бизнеса в целом, а не из интересов отдельных ведомств, социальных групп, корпораций.
  8. В рамках работ по созданию такой системы должен быть выработан методологический и понятийный аппарат, позволяющий ясно, системно и недвусмысленно обозначить характеристики и особенности пространственного аспекта России. Это – задача особой важности, и на ней следует остановиться особо.


Все мы знаем и чувствуем, что Россия – великая держава. Однако что стоит за этим эпитетом? Какие параметры отличают страну великую от страны большой, успешной, процветающей, динамичной? Как, по каким параметрам контролировать текущее развитие страны с тем, чтобы не растерять в текучке проблем и событий доставшееся нам в наследство от предков величие России?

Ответы на эти вопросы ещё не получены.

«Государство может быть очень эффективным, и можно наделить его массой комплиментарных эпитетов, но все-таки - если нет масштаба, нет влияния, значения.... Это, конечно, уже что-то другое, какие-то другие нужно употреблять слова, эпитеты, характеризующие состояние, значение этой страны», - отметил Председатель Правительства РФ Владимир Путин в выступлении на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 года [8].

Отмеченная Председателем Правительства невозможность средствами современной профессиональной лексики правильно и ясно охарактеризовать и определить параметры и признаки, определяющие Россию как великую державу, является серьёзным упущением и значимой задачей научному сообществу – и в первую очередь, географам, экономистам и специалистам по теории управления. Выработка адекватного современному технологическому ландшафту и внешнеполитическим реалиям понятийного аппарата, выделение контролируемых количественно параметров, определяющих величие страны, иначе говоря, создание современного языка управления, на котором будут недвусмысленно определены стратегические и тактические приоритеты развития страны – задача крайней важности, и должна быть решена как можно скорее. Собственно, без её решения построение эффективной системы электронного управления невозможно и немыслимо. Отсутствие единого адекватного языка управления проиллюстрировано классическим образом - «Вавилонской башней».

Решение обозначенных выше задач представляется невозможным без анализа современного состояния дел в области геопространственного обеспечения управления. В этой области в последние годы произошли глубокие изменения.
 

Ситуационная осведомлённость и сетецентричность

На рубеже веков в представлениях об организации управления пространственно распределёнными системами обозначились глубокие изменения. Эти изменения отмечены, в частности, появлением и широким распространением англоязычных терминов Situational Awareness (буквальный перевод на русский язык – «Ситуационная осведомлённость») и Net-Centric («сетецентричность»). Указывается, что реализация соответствующих принципов повышает качество и полноту восприятия быстро меняющейся в географическом пространстве и во времени обстановки, и обеспечивает достижение нового качества на всех ярусах, или уровнях иерархии, единого целостного комплекса систем управления.

Классик разработки принципа Situational Awareness Мика Эндсли (Mica R. Endsley) определил принцип Situational Awareness как «восприятие элементов обстановки в их окружении внутри определённого пространственно-временного отрезка понимание их смысла, а также прогнозирование их в ближайшем будущем” [Situational Awareness – the perception of elements in the environment within a volume of time and space, the comprehension of their meaning, and the projection of their status in the near future] [9].

За внешней самоочевидностью этого определения скрывается нетривиальное требование целостности пространственно-временного восприятия и понимания на всех ярусах, или уровнях иерархической системы управления. Это не «пустая» система координат – но максимально полный, достоверный, актуальный и точный общегеографический и ситуационный контекст, причём один и тот же для всех ярусов системы управления – от самого высокого до самого низкого, различающийся на различных уровнях только детализацией и охватом. Создание такого контекста обеспечивается средствами неогеографии – нового принципа работы с локализованной в пространстве и во времени информацией [10].

Именно такой, целостный контекст отсутствует в настоящее время в России. Именно его создание и является насущной необходимостью и условием реализации эффективной государственной системы управления.

Только появление такого единого общегеографического контекста общегосударственного комплекса систем управления позволит получить на практике ожидаемую выгоду от применения современных дорогостоящих информационно-коммуникационных технологий. Действительно, для современного адекватного быстродействия управления требуется массовый сбор информации, сосредоточенное принятие решения, и вновь массовое исполнение решения. Инфраструктура такого «сетецентрического» управления – государственного, федерального, муниципального, военного, специального во многом доступна. Отсутствует лишь единый контекст. Именно это обстоятельство в первую очередь не позволяет «освоить» технологии прецизионно точной концентрации ограниченных ресурсов различного рода (политических, экономических, военных, специальных и т.д.) именно там, именно тогда, и именно в тех объёмах, где, когда и в каких это необходимо. А только такое управление сможет соответствовать духу времени и обеспечить адекватное парирование угроз и вызовов нового века.

Поэтому, достижение требуемого, адекватного качества управления станет возможным лишь при появлении единого, высокоточного, актуального, целостного, полного, не опосредованного условностями представления географического контекста Российской Федерации и обеспечении мгновенной передачи по каналам связи событийной и управляющей информации, изначально локализованной в этом контексте.

Заключение

Выработка требований к общегеографическому контексту единого комплекса систем управления страной в целом, её регионами, муниципальными образованиями, отраслями, критически важными предприятиями, а также формулировка в этом контексте целевых показателей управления, допускающих количественное измерение и оценку результатов, требует глубокого, но быстрого анализа изменений как в теории управления, так и в принципах представления геопространственной информации. Это касается в первую очередь осмысления понятий «ситуационная осведомлённость» и «сетецентричность управления» и тщательного формулирования соответствующих терминов. Особых усилий потребует определение способов достижения этих качеств управления в современной России, с учётом всего разнообразия факторов. Выявление ключевых ориентиров и целевых показателей – ещё одна важнейшая задача, которая сможет быть решена на качественно новом уровне при создании единого информационного геопространственного контекста. 

Использованная литература

  1. «Пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний. Никогда нельзя себе представить отсутствие пространства, хотя нетрудно представить себе отсутствие предметов в нём». Иммануил Кант, Трансцендентальная эстетика, I глава, параграф 2
  2. Официальный сайт Минкомсвязи, раздел «Определение электронного правительства».
  3. Москва, 2010: реализован принцип Оруэлла 
  4. Американская компания задокументировала стратегическую инфраструктуру России
  5. Видеоразведка: по следам публикаций R&D.CNews
  6. Leslie Lamport, Marshall Pease and Robert Shostak, The Byzantine Generals Problem ACM Transactions on Programming Languages and Systems 4, 3 (July 1982), 382—401
  7. Андрей Масалович, Конкурентная разведка и военно-техническое сотрудничество, доклад на секции НТС ФГУП "Рособоронэкспорт" 04.12.2009 г.
  8. Государство может быть очень эффективным, и можно наделить его массой комплиментарных эпитетов, но все-таки - если нет масштаба, нет влияния, значения.... Это, конечно, уже что-то другое, какие-то другие нужно употреблять слова, эпитеты, характеризующие состояние, значение этой страны», - отметил Председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 года
  9. Mica R.Endsley, Daniel J. Garland, Situation awareness: analysis and measurement, Lawrence Erlbaum Associates, 2000, ISBN 0805821341, 9780805821345 стр. 5
  10. Еремченко Е.Н., Клименко С.В. "Новые методы визуализации пространственно-временной информации и принцип ситуационной осведомленности", в сб. Труды Международной научной конференции MEDIAS-Dialog, 12-15 мая 2008г., Никосия; 10-15 мая 2009г., Лимассол, Республика Кипр, изд. ИФТИ, ISBN 5-88835-020-6, С.87-91
Другие материалы в этой категории: Анализ понятия Situational Awareness »

© "Неогеография" 2007-

Top Desktop version

https://simetal.donggala.go.id/library/https://ijabr.polban.ac.id/api/https://ijabr.polban.ac.id/-/pulsa/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/jp-thailand/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/-/sthai/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/-/stoto/https://perijinan.blitarkota.go.id/assets/jp-gacor/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/server-kamboja/https://silasa.sarolangunkab.go.id/css/maxwins/https://tpid.morbis.id/css/kakek-zeus/https://stidar.ac.id/sv388/https://dianasari.padangpanjang.go.id/js/https://alwasilahlilhasanah.ac.id/starlight-princess-1000/https://www.remap.ugto.mx/pages/slot-luar-negeri-winrate-tertinggi/https://bumdesjanjimanahansil.padanglawasutarakab.go.id/products/mpo/https://bumdesjanjimanahansil.padanglawasutarakab.go.id/pt2/https://bumdesjanjimanahansil.padanglawasutarakab.go.id/Assets/https://waper.serdangbedagaikab.go.id/public/images/qrcode/slot-dana/https://neurotarget.com/slot-dana/https://waper.serdangbedagaikab.go.id/public/images/qrcode/slot-deposit-pulsa/https://bumdesjanjimanahansil.padanglawasutarakab.go.id/dist/https://waper.serdangbedagaikab.go.id/storage/framework/https://bumdesjanjimanahansil.padanglawasutarakab.go.id/plugins/https://kla.katingankab.go.id/asset/scss/https://wbs.klaten.go.id/public/assets/https://appv2.tanahlautkab.go.id/doc/http://103.165.243.97/doc/thailand/https://siipbang.katingankab.go.id/storage_old/maxwin/https://appv2.tanahlautkab.go.id/easy-win/https://appv2.tanahlautkab.go.id/doc/unsign/https://csr.katingankab.go.id/asset/https://setwan.katingankab.go.id/assets/kearsipan/https://siipbang.katingankab.go.id/storage_old/uploads/https://siipbang.katingankab.go.id/storage_old/data_artikel/https://appv2.tanahlautkab.go.id/demo/https://siipbang.katingankab.go.id/storage_old/data_artikel/https://appv2.tanahlautkab.go.id/doc/zeus/https://siipbang.katingankab.go.id/storage_old/data_rab/https://appv2.tanahlautkab.go.id/doc/persyaratan/https://simetal.donggala.go.id/arsip/https://simetal.donggala.go.id/cue/https://simetal.donggala.go.id/assets/https://setwan.katingankab.go.id/assets/environment/https://tpid.katingankab.go.id/images/https://jurnal.pap.ac.id/docs/https://siak.ust.ac.id/sgcr/https://siak.ust.ac.id/10k/https://dianasari.padangpanjang.go.id/pt2/https://siak.ust.ac.id/jp/https://jurnal.pap.ac.id/controllers/https://gen.dcc.ac.id/https://kidneyborneo.com/css/https://operator.dcc.ac.id/https://jurnal-itba.dcc.ac.id/https://lmsv2.stikesht-tpi.ac.id/https://sabilalmuhtadin.sch.id/css/https://skripsi.iai-darussalam.ac.id/airo/https://stairakha-amuntai.ac.id/assets/https://silasa.sarolangunkab.go.id/img/https://kuesioner.instidla.ac.id/asset/http://kwitansi.instidla.ac.id/database/http://lms.instidla.ac.id/backup/https://lpm.instidla.ac.id/wp-includes/block-patterns/http://mutu.instidla.ac.id/app/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/kantah/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/slot-depo-10k/https://ijabr.polban.ac.id/classes/slot-gacor-gampang-menang/https://ijabr.polban.ac.id/registry/https://ijabr.polban.ac.id/locale/https://lpm.instidla.ac.id/wp-content/uploads/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/operator/https://sipirus.sukabumikab.go.id/storage/uploads/pembahas//* End of the file - index.php */