Как сообщила пресс-служба компании Google, программный продукт SketchUp перешёл под бренд Trimble - компании, особенно известной на мировом и российском рынках своими геодезическими и многофункциональными GPS-приёмниками, а также иной геодезической аппаратуры. Процесс перехода получил название "тримблификация" (trimblification).
Информации о формате смены владельца - немного. Сообщается, что в Trimble вместе с продуктом и технологией перешла и вся команда его разработчиков. Информации о стоимости сделки не приводится, однако она должна быть впечатляющей - согласно приводимым оценкам, существующий уже больше 5 лет SketchUp был активирован 30 млн. пользователей только в минувшем году.
Декларируется приверженность сформированной Google идеологии, многочисленные выгоды для пользователей, которые принесёт интеграция с технологиями Trimble. Загрузка SketchUp пока доступна на сайте Google, однако надолго ли - неясно.
Комментарий
Тримблификация SketchUp - пожалуй, первая утрата Google поистине ключевого актива. Что означает это событие, в каком контексте оно произошло и почему SketchUp стоит считать именно ключевым активом?
Начнём с последнего. SketchUp обычно оставался "в тени" гораздо более известного неогеографического сервиса Google Earth, однако значимость его трудно переоценить. Google Earth и SketchUp - "близнецы-братья".
Основное преимущество SketchUp, отличающее его от сонма других редакторов трёхмерных объектов - полная, доведенная до абсолюта интеграция с Google Earth, основным источником геоконтекста. Вне такого контекста восприятие 3D-объектов фрагментарно и лишено целостности, в нём - приобретает радикально новое качество.
С другой стороны, Google Earth, несмотря на свои фантастические возможности, крайне нуждается в наполнении трёхмерными моделями зданий, сооружений, искусственных объектов вообще - именно они особенно важны пользователям, именно благодаря им контекст достигает логической завершённости. Глобальная каталогизация всех трёхмерных объектов вообще средствами неогеографии - задача не только реальная, но первостепенная и в значительной степени уже решённая. Решённая именно благодаря полной интегрированности Google Earth и SketchUp, позволившей включиться в решение этой задачи армии энтузиастов во всём мире. Как сложится судьба SketchUp теперь, неясно - однако интеграция с Google Earth вряд ли сможет стать более тесной, нежели сейчас.
По мнению экспертов группы "Неогеография", тримблификацию SketchUp следует воспринимать в контексте ограничения компанией Google доступа российских пользователей к наиболее важным для систем управления мобильным и полнофункциональным версиям Google Earth, выявленных фактов прямой и целенаправленной подделки третьей стороной представляемых в Google Earth космических снимков, и неожиданной и совершенно необъяснимой с точки зрения экономики монополизацией рынка прецизионно точных данных дистанционного зондирования, открывающей перед США совершенно новые возможности.
Неогеография, став реальностью 7 лет назад с появлением геоинтерфейса Google Earth, позволила не только радикально улучшить ТТХ систем управления, но и привела к глубокому переосмыслению основ восприятия пространства и времени субъектом. Контроль за доступом к целостному образу мира становится важнейшим фактором глобального доминирования - эту нехитрую истину одним из первых на Западе ясно выразил генерал Келер. В этом смысле ограничение доступа к достоверному и целостному представлению о мире, происходящее на наших глазах, вполне объяснимо.
Впрочем, всякая палка - о двух концах. В настоящее время и на мировом, и на российском рынках появляется всё больше продуктов и интегрированных сред, вплотную приблизившихся по своим возможностям к Google Earth. В первую очередь, речь идёт о продуктах под брендами Intergraph и ERDAS, отныне образовавшими единое целое. Среди них особенно следует выделить сервер ERDAS APOLLO, не имеющий аналогов по совокупности ТТХ и способный стать на текущем этапе основой интеграции разнородных данных в единую глобальную неогеографическую среду.
К тому же переход SketchUp в компанию Trimble, известную грамотным и последовательным развитием новейших подходов, может вдохнуть новую жизнь в продукт и придать ему новое качество - в любом случае, нет поводов для пессимизма.